Критика естественного права как теории

Критика естественного права как теории
Государство и право - Правовая наука РФ - Новые тенденции в русской юриспруденции - Право натуральное

Естественному праву присущи черты разрушительности


Объяснение, почему якобизм оказался разрушительным для Франции, было весьма интересным и убедительным. Интересным, помимо прочего, еще и потому, что в нем открыто звучала жесткая критика монархической власти - пусть и была эта власть французская. Именно монархию Франции Фишер обвинил в том, что учение натурального права превратилось в этой стране в идеологию разрушения устоев человеческого общества. В Германии, отмечал он, якобинизм довольствовался тем, что принял характер метафизический или, всего более, эстетический. Напротив того, во Франции, где совершенная безнравственность, имевшая источник свой при дворе, ослабила все общественные связи; где материализм и атеизм, открыто проповедуемые людьми, выдававшими себя за верховных повелителей в ученом мире, называли недостойными просвещенного века предрассудками и религию, и бескорыстную нравственность - эти неколебимые опоры общественной жизни; где представлялись действительные невыгоды от растраты государственных доходов, от непомерных налогов, в собирание которых вкралось самовольство, и от управления, которое, при неспособности действовать посредством законов, постоянно обращалось в ненавистное насилие власти, - во Франции, говорю, новое учение не ограничилось одними школами; но распространенное чрез сочинения, в которых щедрою рукою рассыпаны были и ум, и красноречие, и все очарования классического изложения, оно возобладало над мнением общественным и приняло практический характер, лишь только сознало свою силу.

Таким образом, хотя революция 1789 года и ошибочно приписывалась этим метафизическим теориям, однако не менее справедливо и то, что дерзость нескольких фанатических последователей этой метафизики в самую критическую минуту решила ход революции и придала ей тот истребительный характер, по которому она, ни сколько не перестраивая, только разрушала сверху донизу все древнее общественное здание, чтоб впоследствии утвердить на гладкой земле систему свободы и равенства, бывшую, по мнению их, истинною и единственно справедливой в глазах разума целью всякого гражданского общества".

Критика учения естественного права в рассматриваемой статье была убедительной еще и потому, что ее автор хорошо изучил произведения наиболее авторитетных идеологов этого направления общественной мысли. Так, А.А. Фишер отметил существенное противоречие у Ж.Ж. Руссо: всячески превознося республиканскую форму правления, он вместе с тем заявляет, что "правление столь совершенное не годится для людей; если бы существовал народ богов, он управлялся бы демократически". Процитировав эти слова идеолога якобинцев, Фишер счел их откровенным признанием того, что "новейшие метафизики, утверждая свою систему права на воздушных основаниях общества, составленного исключительно из существ, управляющихся разумом, не принимая в соображение ни противоразумной стороны человека, ни множества нужд и ненасытных желаний его и не обращая внимания на время и место, коим подчинено всякое земное бытие, изобретали одни мечты, могущие осуществиться лишь тогда, когда мы не будем иметь ни тела, ни страстей, и когда особный разум, не находя в нас самих никакого для себя препятствия, будет в состоянии обойтись совершенно без права, какова бы ни была система оного".

События и мероприятия

Критика естественного права как части юриспруденции. Мнение Строганова о вредности преподавания естественного права в университетах вполне разделялось Уваровым. Об этом свидетельствует хотя бы факт ...

Юридическая наука и судебная деятельность юриста. Будучи юристом-практиком по основной своей профессии, Владимир Константинович Случевский всегда с большим пиететом относился к юридической науке. Он хорошо ...

Право и общество, правовые нормы и права в обществе. Важна зависимость права от общества. Существует огромное количество факторов, которые определяют возможность реализации права. В первую очередь, это ...

Естественному праву присущи черты разрушительности


ПРАВОЗАКОННОСТЬ - http://www.pravozakon.pro/estestvennomu-pravu-prisushi-cherty-razrushitelnosti-natural-rights.html © 2013-2016 Москва Россия