Естественно-правовое учение, этика, законы и религия
Обособленность естественно-правового учения от религии и этики, внушающих людям человеколюбие, милосердие, кротость, превращало его, по мнению Фишера, в идеологию, разделяющую умы, отчуждающую людей друг от друга, - в противообщественную по самой природе своей идеологию. Вместе с тем, критикуя учение естественного права, профессор обращал внимание и на оторванность его от реальной жизни общества, от его действительной истории. Положительные законы, подчеркивал он, "составляют не плод скрытых умозрений о человеке, рассматриваемом в отвлеченном смысле, но естественное произведение действительных отношений и существенных потребностей, чувствуемых живыми людьми". В связи с этим, продолжал свою мысль Фишер, всякое покушение осуществить данное учение "непременно разрушило бы до основания нынешнее гражданское общество и неминуемым следствием имело бы водворение несправедливости более вопиющей и более жестокой, нежели та, которую стремилось уничтожить. Одним словом, мы смеем сказать этим метафизикам: пока вы не возможете пересоздать народ или, по крайней мере, пересоздать его историю, то есть, все предыдущее, заключающее в себе семена нынешних его общественных отношений, законов и нравов, до тех пор ваше отвлеченное законодательство всегда будет пустою мечтою, или, лучше, оно всегда будет привидением, созданным для того, чтобы пугать и тревожить людей".
Научное значение статьи профессора А.А. Фишера "О новейшем естественном праве" заключалось не только в критике этой правовой школы, но и в утверждении взгляда на действующее право как на произведение прошлого. Такое представление обращало внимание правоведов на историю права и способствовало признанию исторического метода в качестве главного инструмента изучения правовых явлений. Указанный метод уже возобладал к тому времени в немецкой юриспруденции - во многом благодаря трудам таких правоведов, как Густав фон Гуго (1764-1844), Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861), Георг Фридрих Пухта (1798-1846), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861) и другие ученые. В первом номере "Журнала министерства народного просвещения" за 1836 год, в котором была опубликована первая часть статьи профессора А.А. Фишера о естественном праве, был напечатан обзор новейшей немецкой литературы.
Христианское учение о государстве и праве
Особое внимание в этом обзоре уделялось вышедшему в 1830 году первому тому книги Ф.Ю. Шталя "Философия права, рассматриваемая с точки зрения исторической" (Stahl F.J. Die Philosophie des Rechts nach geschichtlicher Ansicht. B. 1: Genesis der gegenwartigen Rechtsphilosophie. Heidelberg, 1830. B. 2: Christliche Rechts - und Staatslehre. Erste abtheilung. Heidelberg, 1833. Третий том данной книги, содержавший вторую часть "Христианского учения о государстве и праве", вышел в свет в Гейдельберге в 1837 году). "Сочинение это высокой важности и производит много шума", - говорилось в обзоре. И для демонстрации большого значения книги немецкого правоведа приводилась следующая цитата из его произведения: "Возвращение к вере обнаруживается во всех отраслях науки. Теперь все вообще убеждены в ничтожестве так называемой естественной или рациональной религии, равно как и в ничтожестве естественного права или права разума. Сама философия начинает познавать, что предел науки - божественное откровение. И потому все требуют теперь, относительно права и политики, преподавания положительного, исторического, то есть, христианского. Еще более, начала такого преподавания уже даны и нуждаются только в том, чтобы развить их с обдуманною ясностью и скромною изыскательностью" (Немецкая литература в 1835 году // ЖМНП. 1836. Часть 9. N 1, стр. 210).
Высказывания о ничтожестве естественного права и о требовании преподавания права положительного, исторического, христианского были выделены автором данного обозрения курсивом. Из этих фактов очевидно, что официальное печатное издание министерства народного просвещения развернуло настоящую кампанию против науки естественного права и за утверждение в качестве господствующего направления в русской юриспруденции исторического метода познания.
|
|